«Это мое любовное письмо Нью-Йорку»
Наш город стал обладателем еще одной достопримечательности и еще одного рекорда: около Бруклинского моста, на Спрюс Стрит 8, построено самое высокое в стране жилое здание – 76 этажей. Но примечательно оно не только и не столько размером. Уникальна архитектура этого гиганта. Ручаюсь, вы никогда не видели ничего подобного. Разве что, может быть, отдаленно напоминает шедевры Антонио Гауди.
Фасад струится стальными волнами. Текучая стена выглядит так, как если бы какой- то Гулливер смял ее, скомкал. Кто- то вполне правомерно сравнил эту стену со шторой, колеблемой ветром.
Оригинальность здания неудивительна: ведь его создал один из самых выдающихся архитекторов нашего времени, лауреат Притцкеровской премии, 82-летний Фрэнк Гэри. (Гэри – псевдоним, настоящее имя – Эфраим Оуэн Голдберг).
Попасть внутрь жилого небоскреба относительно нетрудно. Ведь квартиры в нем уже сдаются. На 52- м этаже девелопер Брюс Ратнер оборудовал в качестве образца для посетителей квартиру с тремя спальнями. Здесь же можно выйти на просторную террасу, с которой открывается вид на гавань и Статую Свободы.
«Каждый раз, когда я сюда поднимаюсь, я готов ущипнуть себя, чтобы убедиться, что это не сон», – признается Брюс Ратнер, который возглавляет Forest City Ratner Companies. Именно его компания сделала реальностью это архитектурное чудо.
Оно уже стало местом паломничества для специалистов и туристов. Еще до того, как были опубликованы официальные маркетинговые материалы, на Google появилось более 3000 фотографий, а на YouTube видеокадры, запечатлевшие эпизоды строительства и такие незабываемые моменты, как отражение лучей восходящего солнца от стены- «шторы».
Для сооружения этой стены было использовано 10500 специальных панелей весом 1000 фунтов каждая. Сталь для них катали и прессовали в Японии. Затем доставляли в контейнерах в Детройт. Там работники итальянской компании Permasteelisa придавали панелям заданную форму, создавали складки.
Вы спросите: а как мыть окна при такой неровной, гнутой поверхности стены? В Италии изготовлены специальные моечные машины.
Выбор Фрэнка Гэри в качестве автора проекта – несомненная удача Ратнера.
«Мы увидели возможность для великой архитектуры, – подчеркивает девелопер. – Тут нужен был человек с острым глазом, именно такой, как Фрэнк. То, что видит глаз, для него очень важно. Было бы стыдно построить на этом месте что-то заурядное».
Фрэнк Гэри вникал буквально во все детали строительства. Для него не существовало мелочей. Его дизайн – во всем. Даже дверные ручки проектировал сам, подбирал кухонные шкафчики и обивку кресел в кинозале, не говоря уже о таких вещах, как осветительные приборы.
Северный и восточный фасад освещаются, как древние памятники и монументы, как египетские пирамиды или Эйфелева башня. Тени продуманы так, чтобы подчеркивался рельеф гнутых поверхностей.
«Это мое любовное письмо Нью-Йорку», – сказал архитектор о своей новой башне.
Заполнение здания идет быстро. По данным Forest City, 40% квартир уже сданы в аренду. На верхних этажах, от 40-го до 76-го, студия-альков обходится в $ 3.600 в месяц, квартира с одной спальней – $ 4,100, с двумя – $ 7,200.
Обычно в Real Estate, когда речь идет об аренде роскошного жилья, 70% сделок проходят через брокерские конторы. Здесь все было иначе. Почти половина жильцов пришли сами, привлеченные именем легендарного архитектора. Поселившись, они получают «фирменные» ключи с брелоком в виде знаменитого крученого браслета, сделанного Фрэнком Гэри.
Обладателями таких ключей станут 903 семьи. Именно столько квартир в башне.
А остальные ньюйоркцы смогут просто любоваться небоскребом, который уже стал градостроительной доминантой нижнего Манхэттена.
«Неважно, где вы были 11 сентября. Даунтаун имеет колоссальное значение для нас всех, – подчеркивает Брюс Ратнер.- Великая архитектура меняет ощущение места, независимо от того, живете ли вы поблизости, видите ли каждый день или не каждый. Она заставляет людей думать лучше и о себе самих, и о своем городе».