Мы проигрываем войну с терроризмом
Ещё одна статья Джона Шиндлера – эксперта по вопросам безопасности и бывшего аналитика и контрразведчика Агентства национальной безопасности. Как оказалось, несмотря на ранее опубликованную жёсткую критику в адрес своих бывших коллег (которую мы также приводили в номере 793), Шиндлер отнюдь не считает их деятельность бесполезной.
В конце прошлой недели мы отмечали пятнадцатую годовщину терактов 11 сентября в Нью-Йорке и Пентагоне, в результате которых погибло около 3000 американцев и началась война нашего поколения с терроризмом. Но помимо печальных воспоминаний и обещаний выиграть эту войну, самую длинную в американской истории, есть также широко распространенное ощущение, что борьба идет плохо.
Для этого чувства существует хорошая причина. И без того неуверенные, вялые боевые действия президента Обамы против «Исламского государства, сейчас тормозятся. Многие отставные представители армейской и разведывательной верхушек сейчас признают, что усилия Белого дома по противодействию джихадизму у себя на на родине являются стратегически ошибочными и безнадежными в военном отношении. Почему в отставке? Потому что действующие генералы таких заявлений себе позволить не могут, даже если думают то же самое – во-первых, нельзя «потерять лицо», а во-вторых они связаны требованиями секретности. А отставники могут уже не стесняться.
Хиллари Клинтон пообещала нам ещё больше той же провальной политики, которая может обеспечить нам победу над ИГИЛ… где-то так к следующему тысячелетию. С другой стороны, агрессивные речи Дональда Трампа о том, чтобы «сокрушить и уничтожить» ИГИЛ, одержав серию быстрых и решительных побед, являются вообще пустыми словами для повышения рейтинга.
Дело не в том, что применив ядерное оружие для уничтожения ИГИЛ, как предлагает Трамп, мы убьём вместе с террористами десятки миллионов невинных людей. И даже в том, что ему никто не позволит этого сделать. Дело в том, что даже если, чисто гипотетически, мы устроим ядерный Армагеддон в Ираке и Сирии, и при этом наш президент не окажется на скамье подсудимых в Гааге – это принесёт мало пользы с точки зрения смягчения внутренней угрозы джихадизма в странах Запада. Даже если ИГИЛ будет стёрта в порошок, никуда не исчезнут беженцы, мигранты, дети мигрантов, и даже коренные жители стран Европы, Северной Америки и Австралии, ставшие жертвами исламистской пропаганды. Более того, число потенциальных террористов, желающих «отомстить нам за военные преступления» возрастёт многократно.
Хорошая новость заключается в том, что разведки и органы безопасности западных стран во главе с США стали гораздо опытнее со времён того теракта в вопросах выявления и сдерживания внутреннего джихадизма. Реформы нашего разведывательного сообщества вопреки заявлениям скептиков принесли большую пользу, а обмен разведывательной информацией между странами Запада вышел на исторически беспрецедентный уровень. Хотя Америка в последнее время пережила страшные атаки – бойни в Сан-Бернардино и в Орландо ни одна из них не может сравниться по масштабам с трагедией сентября 2001 года.
Это не просто удача. Американская разведка, во главе с Агентством национальной безопасности, набрала огромный опыт отслеживания потенциальных террористов в сообщениях электронной почты, социальных сетях и онлайн-чатах. Как только ненавистники нашей страны собираются где-то в сети, чтобы помечтать о кровавых расправах над «Большой Сатаной», ФБР уже караулит их и может быстро определить – здесь собрались просто выплеснуть свои комплексы, или действительно затевают нечто ужасное.
Мы настолько продвинулись в этом, что защитники прав террористов теперь стали обвинять нас, что федеральные власти «фабрикуют» планы терактов, чтобы похвастаться их своевременным разоблачением. Имейте в виду, что это те же самые активисты, которые завоют, что АНБ и ФБР «бесполезны», если что-то подобное парижской бойне случится на нашей земле.
Однако это – достижения прошедших полутора десятилетий. Прямо сейчас ситуация меняется, и не в пользу Запада. Разумеется, мы не ждём, что наши враги будут в точности повторять их прежние ошибки. Как и все люди, они способны учиться, и спецслужбам постоянно приходится играть на опережение. Однако в последнее время их тактика меняется беспрецедентно быстро, что вызывает тревогу. террористы ИГИЛ начали демонстрировать невиданную ранее квалификацию в обеспечении безопасности связи и шифрования. Мы уже давно знали, что ИГИЛ располагает кадрами квалифицированных специалистов контрразведки, некоторые из них «устроились» туда после роспуска тайной полиции Саддама Хусейна. Но раньше их использовали не так активно. Этот новый акцент на электронной безопасности является серьезной проблемой для Запада.
За последние 12 месяцев бойцы ИГИЛ в Европе продемонстрировали четкую кривую обучения в области безопасности коммуникаций и шифрования. Если террористы пятилетней давности свободно обсуждали свои проблемы по телефону или в социальной сети, то теперь их общение представляет собой сложную смесь из прямых текстовых сообщений с одного мобильного телефона на другой, телеграмм, личных встреч, бумажных записок… Методы коммуникации постоянно меняются, реальные сообщения перемежаются ложными, предназначенными для отвлечения внимания, и даже отсутствие сообщений в течение некоторого времени может быть использовано, как сообщение для того, кто в курсе.
Мы теряем возможность эффективно отслеживать их именно тогда, когда она нужна нам позарез. Например в Германии внутренняя разведка только что признала, что количество потенциальных насильственных джихадистов в стране составляет по крайней мере 520, то есть численность приличного армейского батальона. Хуже того, Париж в настоящее время признает, что целых 15 000 человек во Франции, многие из которых являются её гражданами, подозреваются полицией и разведывательными службами в связях с исламским радикализмом. «Будут новые атаки, новые невинные жертвы», – признался министр внутренних дел Франции.
Европейские разведывательные службы в значительной степени зависят от американской технической помощи в розыске террористов. И в первую очередь – от АНБ, которая в этом деле объективно является лучшей в мире. Поэтому если Агентство национальной безопасности утратит возможность выслеживать джихадистов – можно будет сказать, что эту возможность потерял весь западный мир. А значит – умрут невинные люди во многих странах.
К сожалению, это не просто страхи. Существуют объективные свидетельства того, что превосходство АНБ над террористами угасает. Невозможно не заметить, что джихадисты начали делать акцент на безопасности связи и шифрования с 2013 года. Конечно же, это год, когда Сноуден, системный администратор, нанятый АНБ, похитил 1,7 миллиона секретных документов у своего работодателя, поделился ими с посторонними, а затем бежал в Москву.
Это был самый большой провал разведки в мировой истории, и бесчисленные документы, подробно описывающие, как именно агентство делает свою сверхсекретную работу, уже лежат в открытом доступе в Интернете. И ИГИЛ явно читает их и учится.
Подведём итоги. Не существует военного решения проблемы джихадистов, независимо от того, что телевизионные «эксперты» говорят вам. Ни один западный военный не смог подавить крупное исламское восстание с начала 1930-х годов, более 80 лет назад, когда фашистская Италия усмирила Ливию. Муссолини сделал это, убив огромное количество ливийских гражданских лиц кошмарными способами, включая концлагеря и химические бомбы. Ни один западный лидер, даже Дональд Трамп, не может повторить такое в двадцать первом веке. Чем раньше мы примем эту стратегическую реальность, тем быстрее мы сможем приступить к настоящей работе, чтобы победить джихадизм.
Есть только один такой способ – это успешные операции разведки по обнаружению и нейтрализации террористов, прежде чем они начнут убивать в наших странах. Мы можем нанести потери на ИГИЛ на Ближнем Востоке, и мы будем это делать, но Запад не должен потерпеть неудачу в защите наших граждан у себя дома. До тех пор пока альянс западных разведок во главе с АНБ сохраняет свое технологическое преимущество над джихадистами, мы можем выиграть войну с террором медленно, через постепенное истощение.
Но именно это преимущество мы сейчас теряем. Мы скоро услышим много неоправданных похвал в адрес Эда Сноудена в агиографическом фильме про него Оливера Стоуна, который выходит в прокат на этой неделе. Не обманывайте себя. Сноуден не герой. По правде говоря, он и его пособники-журналисты оказали террористам огромную помощь. Кровь убитых граждан уже на их руках, и, возможно, скоро на них будет гораздо больше крови благодаря помощи маньяков из ИГИЛ.
Джон Шиндлер