Пауки договорились?
Сделка о сокращении налогов, которую подписали президент Обама и спикер Палаты представителей Пол Райан в прошлом месяце, с целью предотвращения нового секвестра, является настоящей «торпедой в борт» федерального бюджета. Из-за неё бюджетный дефицит поднимется на 24 процентов – сообщило во вторник Бюджетное управление Конгресса (CBO).
Небольшое авторское отступление. Для таких же профанов в экономике, как я, объясню «на пальцах», что такое типичные договорённости между демократами и республиканцами, и почему они наносят больше вреда экономике, чем если каждая из партий принимает решения самостоятельно.
Левые хотят собирать много денег (с богатых) и тратить много денег (на бедных). Правые хотят собирать поменьше, и тратить тоже поменьше. В обоих случаях доходы и расходы более или менее сбалансированы – хоть и по-разному.
А вот когда правые договариваются с левыми, то выходит у них популистское решение – собирать мало (чтобы богатые не жаловались), а тратить много (чтобы не жаловались бедные). В итоге все довольны… кроме госбюджета, который истекает последними долларами, но кто в наши дни обращает внимание на такие мелочи…
2016 будет первым годом с 2009, когда дефицит бюджета окажется выше, чем в предыдущем. Он составит по прогнозам $ 544 миллиарда, поднявшись впервые за время правления Обамы. Напомним, что дефицит достиг $ 1,4 триллиона в 2009 году, когда сначала Джордж Буш, а затем и его преемник Обама тратили огромные суммы, чтобы попытаться поддержать банки и стимулировать экономику после спада 2008 года. Однако дефицит демонстрировал устойчивое снижение до 2012 года, когда он составил $ 1,1 триллиона, затем он уменьшился ещё быстрее в 2013 году, снизившись до $ 680 миллиардов, и $ 439 миллиардов в 2014.
Всего пять месяцев назад СВО прогнозировало, что дефицит снизится ещё больше в 2016 году. Теперь предполагается, что дальше до конца десятилетия будет только хуже. К 2022 году он снова перешагнёт за триллион. Службы социального обеспечения (те самые, которые платят пособия и пенсии) начнут сокращать свои целевые фонды в 2018 году.
Политиков это не смутило, однако экономисты и наблюдатели были в шоке.
«Закрывать глаза на проблему, как сделали многие в Конгрессе и кандидаты в президенты, просто означает, что они перекладывают ответственность на следующее поколение, опасаясь потерять голоса своих сторонников», – сказал Стив Белл, старший директор по экономической политике в некоммерческой организации Bipartisan Policy Center.
Это полностью перекрывает оптимистические прогнозы, ранее представленные CBO. Предполагалось, что в 2016 и 2017 году экономика наконец-то полностью оправится от повреждений, нанесённых кризисом 2008 года и и впервые продемонстрирует устойчивый рост. Теперь об этом остаётся только мечтать.
В целом, расходы возрастут на 6 процентов в 2016 финансовом году, достигнув $ 3,9 триллионов. Это составляет 21,2 процента от валового внутреннего продукта. Основная часть увеличения расходов приходится на правительственные программы здравоохранения, в том числе Medicare, Medicaid и Obamacare, которые потребуют дополнительных затрат в размере $ 104 миллиардов, или 11 процентов от бюджета, по сравнению с 2015.
При этом правительство планирует собирать только $ 3,4 триллиона в виде налогов, или 18,3 процента от ВВП.
Эти тенденции сохранятся в течение следующего десятилетия. Налоги останутся на уровне около 18 процентов ВВП, в то время как расходы вырастут ещё больше – с 21 до 23 процентов.
И. Борин